English
Некоммерческое партнёрство Прозрачный мир
О нас|Контакты|Карта сайта|
Поиск
Главная > Новости > Дорога через Химкинский лес: вероятно продолжение проблемы теперь уже на территории федеральной ООПТ «Завидово»
18.03.11

Дорога через Химкинский лес: вероятно продолжение проблемы теперь уже на территории федеральной ООПТ «Завидово»

3 марта 2011 года в городе Клин Московской области прошли общественные слушания по материалам оценки воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду по проекту «Строительство скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург» (участок км 97-км 112). Проектные материалы предполагают строительство дороги по территории Государственного комплекса «Завидово», имеющего статус национального парка, и по территории проектируемого заказника регионального значения «Саньковский», включенного в официальные документы (Схему развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Московской области и Схему территориального планирования Московской области – основные положения градостроительного развития).

Проект был представлен ФГУ «Дороги России». Со стороны экологических НКО на слушаниях присутствовали представители Гринпис России, НП «Прозрачный мир», Дружины охраны природы биофака МГУ, Международного Социально-экологического союза и Экообороны Подмосковья. Активно выступали на слушаниях члены Совета общественных организаций Клинского района.

Трасса Москва-Санкт-Петербург и ООПТ Клинского района

Один из главных вопросов, интересовавших собравшихся местных жителей и экологических активистов, был связан с прохождением планируемой трассы Москва – Санкт-Петербург через государственный комплекс «Завидово», имеющий статус национального парка – особо охраняемой природной территории федерального значения России (далее – НП «Завидово»).

По уверению проектировщиков, "минимальное расстояние до утвержденных границ НП «Завидово» - 600 м". Однако сами же проектировщики указали на то, что они имеют в виду не границы государственного комплекса согласно действующему ныне Указу Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 г. № 1217 (в ред. Указа Президента РФ от 25 мая 2007 г. № 654), а т.н. границы по кадастровому учету (отличаются от официально утвержденных). На общественных слушаниях был представлен проект, из которого ясно, что в действительности он предполагает строительство дороги по территории НП «Завидово» в районе населенных пунктов Решетниково, Вельмогово, Медведково (см. карту, составленную НП «Прозрачный мир» ниже).

Согласно Федеральному закону от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и которая противоречит целям и задачам национального парка. В том числе запрещены строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием национальных парков.

Согласно Положению о НП «Завидово», на территории Комплекса запрещается строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием Комплекса (IV. п. 15).

Проектировщики заявили, что граница НП «Завидово» в 2007 году была расширена засчет участка у ст. Решетниково, якобы ранее в нацпарк не входившего. Именно тем, что обоснование инвестиций и выбор проекта трассы происходили до 2007 года (т.е. до внесения изменений в границы НП), они объяснили факт прохождения проекта трассы через описательные границы национального парка ("старые" описательные границы). Но изменение (расширение) границ НП «Завидово» в 2007 году НЕ КАСАЛОСЬ участка госкомплекса у ст. Решетниково – участок относился к нацпарку с момента его создания, т.е. с 1996 года. Таким образом, заявление проектировщиков безосновательно и не соответствует действительности.

Был поднят вопрос и об охранной зоне.НП «Завидово». Охранная зона до сих пор не создана, но очевидно, что трасса проходит по той территории, которая изначально должна была стать охранной зоной.

Представителями Дружины охраны природы биофака МГУ был задан вопрос о прохождении трассы через проектируемый заказник регионального значения «Саньковский». Проектировщики заявили, что впервые слышат о таком объекте, и что Министерство природных ресурсов не сообщило им о факте наличия на пути трассы «этого заповедника».

Упомянутый заказник включен в статусе проектируемой ООПТ в два официальных документа, определяющих расположение существующих и проектируемых ООПТ в Московской области:

  1. «Схема развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Московской области», утвержденная Постановлением Правительства Московской области № 106/5 11.02.2009
  2. «Схема территориального планирования Московской области – основные положения градостроительного развития», утвержденная Постановлением Правительства Московской области от 11.07.2007 г. № 517/23.

 

На территории проектируемого регионального заказника сохранились чрезвычайно ценные малонарушенные участки старовозрастных лесов из ели, липы, сосны с богатым травяным покровом, включающим таежные и дубравные элементы. Отмечено большое разнообразие водно-болотных угодий, связанных с вторично заболачивающимися и зарастающими торфополями и торфокарьерами. В результате исследований ДОП Биофака МГУ, проводимых с 1990-хх гг., были выявлены редкие виды растений и животных, занесенные в Красную книгу Московской области (2008): черный коршун, серый журавль, зеленый дятел, серый сорокопут, баранец обыкновенный, гудайера ползучая. При обосновании ценности проектируемого заказника особо отмечалась роль данного участка как места гнездования серых журавлей.

Доцент кафедры экологии Тверского государственного университета, к.б.н. Пушай Е.С. в своем выступлении рассказала собравшимся о работе кафедры Тверского государственного университета по проектированию расширения госкомплекса «Завидово» по бассейновому принципу. В результате проведенной работы площадь НП «Завидово» планируется увеличить со 125,5 тыс. га до 617,3 тыс. га (Тверская и Московская области). Пушай Е.С. предложила провести дополнительные слушания, на которых проектировщики представили бы карту с современными границами НП «Завидово», тогда можно было бы обсудить, как трасса затронет предполагающееся расширение НП. Однако уже сейчас очевидно, что предложенный маршрут трассы Москва-Санкт-Петербург не позволит реализовать расширение НП «Завидово» в запланированном объеме.

На слушаниях была представлена оценка воздействия на окружающую среду проектируемой трассы (в виде презентации), однако в разделе «Мероприятия по охране ООПТ» таковых фактически не значилось:

Рис. 1. Мероприятия по охране ООПТ (слайд из Презентации)

Об уровне предоставленных картографических материалов

Во время слушаний общественности была продемонстрирована схема прохождения проектируемой трассы автодороги в районе госкомплекса «Завидово» (слайд из презентации):

Рис. 2. Карта трассы Москва-Санкт Петербург (участок 97-112 км), представленная на слушаниях

На этой схеме не обозначены границы пересекаемых трассой ООПТ, как существующих, так и проектируемых, что вызвало негативную реакцию со стороны местных жителей и общественности. Чиновники, представлявшие проект, не смогли объяснить, почему на карте, специально подготовленной для слушаний, нет границ ООПТ, хотя это один из основных вопросов слушаний. Кроме того, председатель Общества охраны природы Московской области Юрий Самсонов обратил внимание на несовпадение километровых отметок проектируемой дороги на представленной во время слушаний карте и в картографических материалах в ОВОС, с которыми он успел познакомиться до слушаний. Речь шла о разнице в маршруте проектируемой трассы более чем на 500 м. Данное расхождение проектировщики убедительно объяснить не смогли.

На слушаниях экологами был поднят вопрос рассмотрения альтернативных вариантов трассы (на картосхеме помимо границ ООПТ альтернативные варианты трассы также отсутствовали). На что проектировщики заявили, что представленный маршрут трассы наиболее оптимальный, и что он принят как основной и единственный на стадии обоснования инвестиций в 2005 году. Буквально было сказано, что "в представленных границах отвода других вариантов не существует". Единственный альтернативный вариант строительства трассы, озвученный на слушаниях, предполагал ее прохождение через д. Вельмогово. Естественно, от этого варианта отказались, т.к. при его реализации потребовалось бы снести 50 домов и построек. Возражение, что трасса по предложенному варианту пересекает нацпарк «Завидово», принято не было, т.к. проектировщики придерживаются мнения, что трасса проходит вне границ национального парка.

Следует отметить, что на слушаниях присутствовала и другая карта – гораздо более подробная, на которой были отмечены кадастровые и описательные границы госкомплекса «Завидово» и шесть вариантов трассы. Однако данная карта была только в бумажном виде, в единственном экземпляре. Во время слушаний она находилась на столе проектировщиков в сложенном виде. Ознакомиться с ней предлагалось «в частном порядке».

Можно констатировать, что проектировщики были слабо подготовлены к слушаниям и не смогли ответить практически ни на один заданный вопрос. А реализация трассы Москва-Санкт-Петербург (участок 97-112 км) по предложенному маршруту угрожает целостности минимум двух особо охраняемых природных территорий – госкомплекса со статусом национального парка «Завидово» и проектируемого заказника регионального значения «Саньковский».

Ниже на составленной сотрудниками НП «Прозрачный мир» схеме продемонстрировано, что основной вариант трассы, предложенный на слушаниях (вариант 1), напрямую проходит через территории НП «Завидово» и будущего заказника регионального значения «Саньковский», а все другие варианты трассы от проектировщика (варианты 2-6), представленные проектировщиком на карте для ознакомления в "частном порядке" проходят по проектируемому заказнику регионального значения «Саньковский». Кроме того, к предложенным ФГУ "Дороги России" вариантам трассы вплотную примыкает гнездовой участок длиннохвостой неясыти - вида, занесенного в Красную книгу Московской области (2008). Лимитирующими факторами для данного вида являются, главным образом, вырубка спелых хвойных лесов и фрагментация крупных лесных массивов.

Рис. 3. Варианты трассы Москва-Санкт Петербург (участок 97-112 км) от ФГУ "Дороги России" и ООПТ. Карта составлена НП "Прозрачный мир" по официальным документам и материалам, представленным на слушаниях.

Дополнительные материалы: